ВОЛОСЫ В КИНО: о чём расскажет художник-гримёр?

Сколько раз за съемочный день актриса меняет прическу? Какими средствами для волос пользуются профессиональные киногримёры? Чем съёмки отличаются от работы в обычном салоне? И кто придумывает укладки для персонажей кино?

Девушки, здравствуйте!

Этот пост посвящен волосам на киносъемках! И для начала…

ПРЕДЫСТОРИЯ


В прошлом году мне посчастливилось познакомиться с мастером Галиной КОРОЛЕНКО. Тогда волосы выглядели плачевно — это был сухостой в форме небрежного каре. За 20 минут, которые я провела в её кресле, Галя привела меня в чувство в порядок: без сантиментов обрезала то, что восстановлению не подлежало, и сделала идеальную для моих волос стрижку каскадом (из опыта теперь кажется, что для густых и вьющихся волос это идеал).

С тех пор обновляю стрижку только у Гали. После её рук волосы растут прекрасно и долго держат хорошую форму. И во многом это Галина заслуга, что сейчас у меня есть длина, а не короткая стрижка, обусловленная неукротимостью шевелюры. Но… 20 минут для идеальной стрижки? Практически нереально! Да, если только это не профессиональный парикмахер, который работает в кино.

О работе в кино я и попросила рассказать Галю, когда пришла к ней освежить прическу.

Фото1
Кино и немцы: художник-гримёр Галина Короленко на рабочем месте

В прямую речь Гали будет иногда вклиниваться ещё один человек — редактор, который также работает на съёмках. Он дополнит рассказ. Например, так:

За прически и макияж в кино почти всегда отвечают одни и те же люди. Их профессия, если обобщить, называется «гримёр». В большинстве случаев это универсал, который справится и с ножницами, и с укладкой, и с созданием искусственных царапин, и с макияжем.

А теперь слово Гале.


КАК СТАТЬ ГРИМЁРОМ В КИНО


Парикмахером я работаю уже 23 года. А брат у меня журналист, и как-то он пробовался ведущим на одну телепрограмму. Звонит из столицы – говорит, включайте телевизор, смотрите. А его так причесали, что он сам на себя стал не похож. Сделали укладку, как у Максима Галкина. Я прохохотала всю передачу. И поняла, что украинское телевидение без меня не справится.

Смех смехом, а семь лет спустя я приехала в Киев, когда почувствовала, что в родном городе достигла потолка в профессии. Устроилась в обычный салон и решила учиться еще чему-то. Пошла в школу грима к Алле Чуре. Это уважаемый мастер, член Национального союза кинематографистов. Она работает на старейшей украинской киностудии им. А.Довженко.

И так совпало, что у брата на канале как раз искали ассистента по гриму, который умеет работать с волосами. Там и отработала я свои первые съемочные дни. А дальше пошло-поехало.

Галя работает в кино и на телевидении уже 13 лет, совмещая это с практикой в парикмахерском салоне. На её счету полтора десятка проектов. В их числе, например, «Битва за Севастополь».

Фото2
фрагмент постера фильма «Битва за Севастополь»
фото из открытого источника


В ЧЕМ РАЗНИЦА МЕЖДУ РАБОТОЙ В САЛОНЕ И НА СЪЕМКАХ


flushed Причёска не на целый день, а на пять минут

В салоне я привыкла всё делать основательно. Если причесываю невесту в 9 утра, то до ночи у нее должен быть идеальный вид. У меня не будет возможности поправить ей прическу. А в кино мне сказали: оставь как есть, не поправляй, актрисе срочно пора идти сниматься, потом всё поправим. Поначалу это было непривычно и смущало. Все время казалось, что сейчас от причёски что-то отпадёт или вообще всё развалится прямо в кадре. Но фатальности нет — в кино всё можно легко поправить или переделать, переснять.

Кино снимается отдельными кусочками — сценами. Например, Ипполит стоит в шубе под душем и сообщает, что «тёпленькая пошла». Каждая сцена делится на ещё более мелкие кусочки — кадры (Ипполит мокнет). Каждый кадр снимается в несколько дублей (Ипполит мокнет много раз, пока режиссёр не остановится на одном удачном варианте).

Фото3
кадр из фильма «Ирония судьбы, или С лёгким паром!»
фото из открытого источника

Дубль может длиться до нескольких минут. Затем камера останавливается. И у гримёра есть возможность что-то доделать или изменить. Например, сделать Ипполиту причёску более мокрой, если он недостаточно намок (пример с Ипполитом придуман для иллюстрации grin ).

scream Запредельные темпы работы

Ещё в кино важна скорость. За одну смену, которая по стандарту длится 12 часов, снимается очень много всего — 10 — 15 минут полезного экранного времени.

Бывает, за день нужно снять треть серии стандартного сериала. И это всё — отдельными кусочками, с переодеваниями и сменой причёсок. Выходит, что в обычную смену может быть снято примерно 70 — 100 дублей разных сцен.

Или, например, надо ускориться, потому что на площадке 150 человек массовки, и каждого надо причесать, а гримёров всего семь. Я и до кино работала быстро, а пришлось ещё быстрее. Иногда одну сложную прическу делаем втроем — локтями толкаемся, а что делать.

Фото4
Фото5
Фото6
Фото7
Фото8
Фото9

Будни киносъемочной площадки: художник по гриму занят работой
фото из личного архива Галины Короленко

sunglasses Упрощение деталей

В кино одну историю могут начать снимать сегодня, а продолжить через две недели. Поэтому гримёр должен иметь возможность в любой момент повторить причёску или целый образ (включая растрёпанные волосы, слёзы, синяки, следы загрязнений, выпавшая именно с правой стороны лица прядка и т.п.). Так что часто мы избегаем мелких деталей, которые легко упустить в спешке. Пришлось смиряться и учиться не вдаваться в чрезмерные тонкости.

Такие упрощения не касаются принципиально важных нюансов. А в целом, за соблюдением точности деталей на киноплощадке следит несколько человек. За гримом — гримёр, специальный редактор, а также первый ассистент режиссёра. Если детали «не сошлись» (например, героиня вошла в дом с хвостиком, а вышла оттуда через минуту с косичкой) — внимательный зритель видит киноляп.

Фото10
Пример киноляпа с сайта kino-mira;
авторы текста правильно догадались о причинах несовпадения.


sparkling_heart Красиво не значит идеально

Часто бывают ситуации, когда актёр прибывает на съемочную площадку прямо с самолета. Или с других съемок. И у него, например, не вымыта голова или укладка из другого фильма. А времени мыть, перемывать — нет совсем. Тут делаем красивые волосы из того состояния, какое есть. Так что ухоженные волосы в жизни и в кино – это порой разные понятия.

Иногда приходится «обманывать» зрителя — в том смысле, что не соблюдается полная технология стрижки или укладки. А иногда наоборот, у нас нет выбора и приходится делать всё, не считаясь со временем. Например, на одном проекте мы снимали пожар в доме, куда попала героиня. В тот же день снимались и другие сцены с её участием – с другими прическами. Пришлось просить у режиссёра дополнительное время, чтобы привести актрису в порядок после «пожара» – вымыть голову, полноценно высушить.



КТО И КАК ПРИДУМЫВАЕТ КИНОПРИЧЁСКИ


На каждом проекте есть художник по гриму. Он придумывает полный образ каждого персонажа, начиная от формы причёсок и маркеров возраста (это, например, морщины, седина, особенности укладки) и заканчивая индивидуальными приметами, если они есть по сценарию — это шрамы, татуировки, ранения, лысина

Для каждого персонажа приходится продумывать несколько (а иногда и много) образов. Вот главный герой на работе, а вот он дома, на свидании… На каждый случай может существовать свой вариант укладки — особенно если это главный герой и если это женщина.

Художник по гриму читает сценарий перед сьемками и, продумывая образы, обязательно советуется с режиссёром. Часто и продюсеры могут свое видение изложить. Обдумывается каждый нюанс — иногда даже бывает, что режиссёр хочет поменять цвет глаз у какого-то актёра.

Кроме физического типажа актёра и сценарного описания персонажа, художник по гриму может учитывать в работе устоявшиеся стереотипы. Например, романтичным персонажам часто делают кудри. А если героиня рыжая – она по характеру обязательно «неспокойная».

Часто Галя работает в команде художницы по гриму Алины Майструк. Недавно на телеэкраны вышла детективная мелодрама «На твоей стороне», где девушки работали вместе. Проект отличается тем, что часть персонажей в нём — представители современной аристократии, богатые и ухоженные люди. Макияж и причёски соответствовали.
Фото11
Фото12
Фото13
Фото14
Фото15
Фото16
Фото17
Фото18
Фото19

Некоторые прически героев телесериала «На твоей стороне»
фото из открытых источников

Во время съемок на площадке присутствует сам художник, а ещё его ассистенты. Они тоже читали сценарий и знают все особенности каждого образа. Так что могут воссоздать все детали нужной укладки и макияжа.


КАК РЕАЛИЗОВАТЬ ЭКСТРА-ЗАДАЧИ:
ИЗМЕНЕНИЕ СТРИЖКИ, ЦВЕТА ВОЛОС, СТИЛЯ ЭПОХИ


В кино часто используется пастиж (это накладные усы, бороды, парики. Они, как правило, хорошего качества, так что зритель редко их замечает). Это потому что иногда нужно создать причёску без изменения цвета или длины волос — например, когда актер снимается параллельно в нескольких проектах и потому не может радикально менять внешность. Если же есть возможность постричься, актёры почти никогда не против. Они любят меняться, поэтому предложение обновить стрижку или цвет волос обычно воспринимают с энтузиазмом.

Ещё одна неординарная задача — создание седины. Для этого есть специальные смываемые баллонные краски, пасты. Но это больше театральный вариант.

В театре зритель видит актёра только издалека. А в кинотеатре в какие-то моменты может рассмотреть его лицо во весь экран, во всех подробностях. И требования к технике укладки и макияжа намного выше.

Из-за особенностей освещения в кино, пасты и краски в баллончиках могут очень ненатурально смотреться на волосах. Бывает даже, что такого «седого» окрашивания совсем не видно – например, при ночном освещении. И снова выручают парики.

Фото20
Заслуженный артист Украины Сергей Калантай на съемках сериала «На твоей стороне» не вызвал сложностей у гримёров, потому что его седина натуральна. «Колдовали» только над укладкой. (фото из открытого источника)

Больше всего люблю работать на исторических проектах. Актёров нужно сильно менять, это очень интересная задача. И если, например, эпоху СССР мы ещё знаем (советские прически есть у каждого на домашних фотографиях), то для грима более ранних эпох надо углубляться в источники или вспоминать знания, которые давали в школе грима. Особенно если требуется портретное сходство с реальным историческим лицом.

Фото21
Галина на полях войны 1812 года (съемки проекта «Бородино»)
фото из личного архива Галины Короленко

Могут быть и казусы, в том числе с созданием портретного сходства. Например, на один исторический проект выбрали актёра, по фотографии, на роль известного человека из прошлого. Он был очень похож на своего персонажа, отлично играл, у него была великолепно поставлена речь, он отлично держался в седле. Но перед пробами выяснилось, что… у него катастрофически не хватало волос! На фотографии его лысина была прикрыта специальной накладкой. Пришлось ему для проб как-то остатки волос зачёсывать наверх, в общем, ухищряться. И его утвердили на роль. А дальше он уже с накладкой своей играл.


КАКИМИ ПРОДУКТАМИ ДЛЯ ВОЛОС ПОЛЬЗУЮТСЯ В КИНО


Это всегда зависит от бюджета проекта. Но средства для ухода многие актёры любят привозить свои. Или прописывают в договоре, какими продуктами предпочитают пользоваться. (И кстати, многие актёры усиленно следят за здоровьем волос. Попробуй смени 3 — 5 видов укладки за день! Так что они и дома маски наносят, и в салоны обращаются — например, делают кератинизацию или ламинирование).

Из стайлинг-продуктов мы используем лак. В жизни он нужен разве что на торжество. А вот в кино важна максимальная фиксация. Лаки берём не склеивающие (чтобы их было легче вычёсывать для быстрой смены укладки и чтобы причёска выглядела «живой»). А ещё у лака не должно быть ярко выраженного запаха — в тесном пространстве гримёрки это важно.

Да и на площадке всегда много людей, мало ли у кого какая аллергия. А ко всему прочему, лак нельзя распылять рядом с камерами, ведь может пострадать оптика. И тогда не важно, чем он пахнет sweat_smile .

На практике оказалось, что не с лучшей стороны себя показывает продукция Syoss, хотя некоторым коллегам она подходит. А мне нравятся стайлинг Wella, Taft — это если из масс-маркета. Очень классные лаки, пенки, краски Matrix. А моя любимая марка косметики для волос — Davines.

Фото22
Фото23
Фото24

А вот какие средства по уходу Галя использует в своём личном уходе, дома.
фото из открытых источников



Вот что рассказала Галина специально для читалей Хэйрманьяка.
Спасибо ей и за обновлённую стрижку, и за интересный рассказ.
heart_eyes

Девушки, а в каких фильмах вас впечатлили причёски?
Косметические продукты в посте
38 комментариев
avatar
Класс! Спасибо) С удовольствием прочитала) Мне всегда интересно посмотреть именно изнанку процессов) А гример это и мастер, и художник видящий образ в целом, и вам очень повезло попасть к такому мастеру)
avatar
Большое спасибо за такой отзыв, рада, что текст пришёлся по душе.

Да, Галя чудесная, очень рада доверить ей причёску.
avatar
Я еще как то читала, что актрисы легко соглашаются на стрижки именно потому, что от всех этих смен образа волосы сильно портятся. Или это про моделей было? Не важно, думаю и утех и тех постоянные лаки плойки пользы не приносят
avatar
Думаю, там в комплексе много причин
avatar
Всегда было интересно заглянуть за кулисы))
Спасибо за рассказ!
avatar
Рада, что теперь получилось и ты заглянула) на здоровье)
avatar
Какой крутой пост, было очень интересно почитатьheart_eyes Редко где можно встретить такую информацию из первых уст, спасибо за проделанную работуgrinning
avatar
Очень приятно знать, что работа делалась не зря. Безмерно рада, что получилось интересно, спасибо за отзыв!
avatar
Ира, очень интересный пост!
Спасибо!
Мне всегда хотелось, чтобы причёска выглядела, как в кино, но оказывается, не всё так просто!
Эх, нужно себе личного гримёра…
avatar
И тебе спасибо, что прочла и заценила!

А как в каком кино?)
avatar
Да в любом, у них всегда такие причёски аккуратные и в то же время, как будто сделаны на скорую руку!
avatar
Хах, ну вот так оно и есть — опрятно и небрежно одновременно :))
avatar
Спасибо за интересный пост, прочитала с удовольствием! Я всегда обращаю внимание на прически и укладки в кино, особенно когда героиня просыпается сразу с идеальными локонами, то тоже так хочетсяgringrin
avatar
Ой класс, спасибо, была рада постараться)
Хах, про идеальные локоны надо было ещё спросить, точно! grin
avatar
Здорово было почитать и вспомнить про работу в кино
И идея и реализация на высоте heart_eyes

ещё б новой стрижкой похвасталась бы ;))
avatar
Класс, а кем работала? Долго?

Хвастаться нечем, я просто обновила форму. Там тот же каскад, просто свежие кончики)

За коплимент благодарю, ценно.
avatar
Дипломная практика ? каст менеджером, не очень долго ) и в сериалах. Ничего интересного, но атмосфера затягивает
avatar
Впервые слышу, что на работе в кино нет ничего интересного))))) =
avatar
Ира, это определённо должен быть пост недели heart_eyes Спасибо за такую прекрасную идею и великолепное её воплощение heart Меня всегда восхищали причёски и грим в исторических фильмах, не говоря уже о костюмах relaxed Особенно люблю старые французские фильмы и американские эпохи золотого Голивуда gem
avatar
Ой мамочки, приятно то как. Правда. Очень ценно понимать, что работа пригодилась и кому-то было реально интересно почитать. Спасибо!

Перечисленные тобой эпохи кинематографа — о, да. Понимаю, разделяю. Люди вылизывали каждую деталь в кадре. Эти эпохи на столько лет вперёд киномоду задали!..

А я очень люблю причёски в Игре Престолов)
avatar
Я тот самый человек, который не смотрел этот сериал кроме пары серий первого сезона sweat_smile Но мать драконов знаю, люблю, фанатею по её парику joy
avatar
Поддерживаю)
avatar
спасибо за такой познавательный пост) читая про киноляпы, поймала себя на мысли, что никогда их не замечаю, а вот если ляп в сюжете или диалогах, тогда уже нехорошо.....)
avatar
Спасибо за тёплый отзыв, мне такой отклик очень приятен и важен :)

Ляп в сюжете или диалогах — это уже прям серьёзный провтык должен быть. Обычно такое ловится ещё до съёмок (хотя всякое бывает). А вот напутать с причёской как раз сплошь и рядом. Или с деталями одежды, сумками, чашками) киношникам везёт, что абсолютное большинство зрителей на эти вещи как раз не смотрит. Иначе статьи про киноляПы были бы ещё более популярными))))
avatar
Да и с одеждой и с предметами интерьера — вещи которые еще не изобретены (зонт с металлическими спицами в Трое, оружие с шипами, седло, бумажные плакаты в Гладиаторе), обувь и одежда современные в исторических фильмах (самое яркое — кеды в Марии-Антуанетте и шпильки в Клеопатре с Тейлор), картины и скульптуры которые появились значительно позже (в том же Тианике — серию Кувшинки Мане начал писать значительно позже). Если знаешь об этом, режет глаз. Не люблю американские якобы исторические фильмы, там часто полный треш.
avatar
Ахах, меньше знаешь крепче спишь)
avatar
Спасибо!
всегда интересно посмотреть изнанку, а не только фасад.
Я очень люблю образ Джоли в «Туристе», Кейт Уинслет в «Месть от кутюр», Мерил Стрип в «Дьявол носит Прада».
Образы из «Аббатства Даунтон».
Нравится стиль некоторых актрис золотой эры Голливуда — Хеди Ламар, Риты Хейворт (особенно Джильда), Эвы Гарднер.
avatar
На здоровье)
И мне показалось, что у тебя отличный вкус и на кино, и на причёски. Аристократично)
avatar
Ну просто невероятноheart_eyes такого у нас на маньяке еще не было)))
Спасибо за пост, было очень интересно))
avatar
Идея поста совершенно новая и конечно интересная prayblush было любопытно узнать, как работают гримеры))
Мне всегда было жалко волосы моделей и актрис, тк я представляю сколько раз им за день меняют укладку, выливая на волосы тонны укладочных средств cry
avatar
Спасибо, я очень польщена, что идею оценили sweat_smile
avatar
Спасибо за пост, было интересно прочитать про такие подробности smile
avatar
И вам спасибо, что прочли)
avatar
Ира, пост потрясающий! bouquet

Мне сложно представить, сколько закулисной работы стоит за каждым кадром любого фильма. Гримёры — настоящие волшебники! Открытием для меня стало, что гримёр — это универсал, отвечает за образ в целом (кроме одежды), я думала, что за прически отвечает один, за макияж — второй, и т.д.
Но средства для ухода многие актёры любят привозить свои. Или прописывают в договоре, какими продуктами предпочитают пользоваться.
Я бы тоже не стала рисковать и пробовать неизвестные продукты, которые есть на съёмочной площадке, особенно при таком количестве смен причёсок.
avatar
Танюш, спасибо! Мега-приятно. И Гале тоже приятно читать такие комменты (она читает)

Работы много, да. Очень. За каждой секундой даже самого простенького фильма. А некоторые вон, видишь, ещё и съёмки с салоном совмещают.выносливость колоссальная нужна.

Есть и гримеры с более узкой специализацией, я уж не стала вдаваться в тонкости. Отдельно пастижеры, отдельно мастера по спецгриму (сложное состаривание, маски, воск, ранения), отдельно парикмахеры) подозреваю, что на очень масштабных и дорогих проектах типа Голливуда или нво работают именно узкие специалисты. Но так или иначе, почти все универсалы, просто у кого-то больше навыков отдельных)
avatar
А говорила, не о чем писать smirk joy
Браво! bomb Материалы очень классные, было интересно заглянуть в этот мир когда-то тоже хотела там работать — эх, мечты, мечты, которые не стали явью....
avatar
Спасибо большое satisfied
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.